Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и его роль
в изменении глобальной финансовой архитектуры. Экспертная оценка
политолога Владимира Матвеева.
«ЗАВТРА». С какой целью создается Азиатский банк
инфраструктурных инвестиций?
Владимир МАТВЕЕВ. Создание под эгидой Китая Азиатского банка
инфраструктурных инвестиций (Asia Infrastructure Investment Bank, AIIB)
Соединенным Штатам следует расценивать просто: КНР включилась в гонку за
мировое регулирование на институциональном уровне. Уже существующий Азиатский
банк развития (АБР), не рассматривается Китаем как альтернатива ВБ или МВФ.
Предполагается, что первоначальный объем AIIB составит $50
млрд, и основную часть этих средств внесет Пекин. При этом китайские власти
рассчитывают, что взносы остальных участников проекта позволят в скором времени
увеличить капитал банка до $100 млрд.
При капитале в $100 млрд, объем AIIB составит порядка двух
третей размера Азиатского банка развития (АБР, капитал - $165 млрд), который,
по мнению Пекина, чрезмерно подвержен влиянию США и Японии.
Asia-Pacific Infrastructure Investment Bank призван
содействовать реализации приоритетных инфраструктурных проектов в странах АТР,
способствуя в долгосрочной перспективе сокращению разрыва в уровне
экономического развития стран региона и тем самым содействуя расширению
интеграционных процессов.
В цели AIIB входит создание и развитие необходимой
телекоммуникационной, энергетической и транспортной инфраструктуры в Азиатском
регионе.
«ЗАВТРА». Какие страны присоединились к инициативе Китая?
Владимир МАТВЕЕВ. Из числа крупных экономик мира к
инициативе Китая присоединяется Индия. Кроме того, в проекте намерены
участвовать Монголия, Узбекистан, Казахстан, Шри-Ланка, Пакистан, Непал,
Бангладеш, Оман, Кувейт, Катар и все страны Ассоциации государств юго-восточной
Азии, кроме Индонезии.
«ЗАВТРА». А какова позиция Австралии и Южной Кореи?
Владимир МАТВЕЕВ. Австралия, Индонезия и Южная Корея в
настоящее время отказались или не приняли решение об участии в данном проекте.
Каждая из стран имеет свои индивидуальные причины. Однако такая позиция
указанных стран объясняется, прежде всего, колоссальным давлением на них США.
Индонезия отказалась от участия в проекте на данном этапе,
заявив, что у нового правительства страны пока не было времени на обсуждение
предложения Китая.
«ЗАВТРА». Какова реакция на данный проект у США?
Владимир МАТВЕЕВ. США заявили, что не намерены поддерживать
инициативу, которая якобы не сможет обеспечить экологические стандарты, а также
поставили под сомнение соответствие структуры требованиям к
материально-техническому обеспечению и «соблюдению прав человека», требуемых от
Всемирного банка. Однако налицо большие амбиции США в Азии со стремлением
сдерживать развитие Китая на международной арене.
Увлекшись борьбой за доминирование в мире сразу на
нескольких досках, Америка проигрывает крупные партии. США сами виноваты в
возникновении такого конкурента. В последние годы в принятии решений МВФ роль и
голос Китая учитывался явно недостаточно и непропорционально его вкладу и
влиянию на мировую экономику.
В течение многих лет, Китай требовал увеличения своего
представительства в таких международных институтах, как Международный валютный
фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ) и АБР, однако реформы этих организаций, которые
могли бы лучше отразить растущее влияние китайской экономики, продвигаются
очень медленно.
Власти США не увидели и не смогли реформировать структуру,
которая адекватно учитывала бы экономический вес Китая.
Продвижение Китаем глобально-регионального института, под
эгидой КНР, отражает недовольство руководства Китая диктатом и ослабевающим
доминирующим влиянием западных международных институтов в мире.
США не стремятся привлечь Китай к совместному решению
глобальных вопросов, в которых Пекин мог бы проявить собственную волю и пройти
вразрез с агрессивным курсом США.
Вместе с тем, в ближайшем будущем Вашингтон может оказаться
выключенным из принятия важных решений и деятельности новых институтов.
В любом случае, одна из мощных экономик мира и партнеры
создали бы подобный банк в рамках программы конкуренции и вытеснения США. КНР
развивает такие проекты, как «Всеобъемлющее региональное экономическое
партнерство» и зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
«ЗАВТРА». Если мы говорим о создании альтернативы Всемирному
банку и подобным региональным структурам, ковы реальные финансовые показатели?
Владимир МАТВЕЕВ. Во время предложения о создании банка год
назад Китай заявил, что готов внести большую часть или даже всю сумму объемом
50 миллиардов долларов в начальный капитал банка. Предполагается, что частные
финансовые институты, среди прочих, предоставят еще 50 миллиардов долларов
капитала для AIIB.
Однако его объем все равно будет ниже капитала Всемирного
банка в 220 миллиардов долларов и Азиатского банка развития в 175 миллиардов
долларов.
По предварительным оценкам, развивающимся азиатским странам
необходимо инвестировать с 2010 по 2020 год не менее 8 триллионов долларов в
инфраструктуру для того, чтобы их экономика могла динамично развиваться.
С созданием Азиатского банка инфраструктурных инвестиций США
придется считаться с тем фактом, что они больше не могут полагаться на свое
многолетнее превосходство в мире, когда Вашингтон заставлял играть других по
своим правилам.
При этом, следует учитывать, что очередным направлением
удара технологиями "цветных революций" может стать специальный
административный регион Китая - Гонконг, который перешел под китайскую
юрисдикцию в 1997 году после более полуторавекового колониального прошлого под
управлением Великобритании.
«ЗАВТРА». Можно ли говорить, что сегодня острая борьба идёт
по линии конкуренции и раскола мировых элит на новом витке борьбы за глобальное
доминирование?
Владимир МАТВЕЕВ. Верно. Недавние события в Гонконге
показали, что противостояние в мире идет не только в плоскости Китай-США и
Китай-Запад, а и на уровне закулисной борьбы внутри мировых финансово-экономических
элит. Ряд представителей наднациональных западных элит сделали ставку на Китай
и его развитие.
В то время, как одна из частей таких элит – которая
перенесла свой центр в Гонконг - стремится уйти от ослабевающей долларовой
гегемонии и создать нечто подобное «золотой увязки» фунта стерлинга и юаня.
Другая, напротив, стремится сохранить свое глобальное доминирование и не
допустить глобального передела мира без ее самого активного участия. Она
действует на ослабление Китая и стремится развивать там напряженность и
конфликты.
Социальная напряженность главный рычаг давления, который
задействуют США в отношении КНР. Геополитическое партнерство России и Китая
чрезвычайно беспокоит Вашингтон. Планомерное усиление влияния Китая в
Азиатско-Тихоокеанском регионе также вызывает опасения у многих на Западе.
«ЗАВТРА». Какие известны глобальные проекты Азиатского банка
инфраструктурных инвестиций?
Владимир МАТВЕЕВ. На начальном этапе AIIB собирается
сконцентрироваться на создании "нового шелкового пути": важных
торговых маршрутов в Европу. Банк намерен также финансировать строительство
прямого железнодорожного сообщения между Китаем и Багдадом.
AIIB, а также банк БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и
ЮАР) представляют собой серьезные институты, бросающие вызов глобальному
экономическому порядку, установленному бреттонвудскими соглашениями 70 лет
назад.
Кроме того, как Вы помните, на саммите БРИКС был подписан
договор о создании пула условных валютных резервов. Пул, первоначальный объем
которого составит 100 млрд долларов, формируется с целью защиты национальных
валют от волатильности финансовых рынков.
Создаваемые банки будут способствовать большей независимости
стран-участниц группы от финансовой политики западных государств. Новые
финансовые организации призваны стать альтернативой Всемирному банку и
Международному валютному фонду. Их создание является первым важным шагом на
пути изменения глобальной финансовой архитектуры.
Наряду с этим, показательно, что Китай играет большую игру.
Пекин и Гонконг продлили действие валютной своп-линии в объеме $65 млрд на три
года. Новое соглашение о сделках по обмену валюты (так называемый
"валютный своп") подписали Народный банк Китая и финансовые власти
Гонконга. Они объявили о продлении двусторонней своп-линии сроком еще на три
года в прежнем объеме - на сумму 400 млрд юаней (около 65 млрд долларов).
Гонконг является крупным финансовым центром -с 1997 года
является Специальным административным районом КНР, но на правах расширенной
автономии сохранил собственную валюту (гонконгский доллар) и проводит
независимую монетарную политику.
Ключом к трубопроводу будет готовность Турции разрешить
транзит через свою территорию. Но её я не вижу в этом союзе: внутренняя
политика, сложные отношения и серьёзная энергетическая зависимость от России
делают подобное участие маловероятным. Роль Турции в этом альянсе напоминает
мне Францию времён Холодной войны: в ряду со всеми, но политически независимая,
самодостаточная в военном плане, но зависимая от эффективного функционирования
других участников. Турция сыграет эту роль, так как будущее Черного моря,
Кавказа и юго-восточной Европы чрезвычайно важны для Анкары.
Новая стратегия позволит Соединенным Штатам использовать
возможности своих союзников для укрепления собственной позиции и даст
возможность задействовать различные рычаги, среди которых военная интервенция
будет на последнем месте. Экономика США составляет 25% мировой экономики, США
является глобальным морским гегемоном – поэтому они не могут отказаться от
участия. Размеры страны и само существование США уже включило их в этот
процесс. Не могут Штаты и ограничиваться жестами, наподобие санкций в отношении
20 человек. Это признак не решимости, а скорее слабости. США включается в
решение международных вопросов – таких, как украинский, — и обязано принимать
стратегические решения. У интервенции есть альтернатива – это создание
альянсов. В нашем случае, такой альянс может провозгласить себя наследником
НАТО, но заточенным под нынешний кризис.
|